Министры транспорта Казахстана и Китая, Марат Карабаев и Лю Вэй, провели встречу в Астане, на которой обсудили создание мультимодального транспортного коридора для грузовых перевозок, в том числе из России, по реке Иртыш. Основное внимание было уделено путям наращивания грузооборота между двумя странами.
На встрече также рассматривался маршрут доставки грузов по реке Или, протекающей через Алма-Атинскую область Казахстана и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. В соответствии с сообщением Министерства транспорта Казахстана, объем экспортно-импортных автоперевозок с Китаем увеличился на 82%, составив 822 тыс. тонн в первом квартале 2025 года. Кроме того, за первые четыре месяца этого года объем железнодорожных перевозок грузов с КНР составил 11,4 млн тонн, что на 13% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Лю Вэй прибыл в Казахстан для участия в первом транспортном форуме Астаны и Пекина, в котором участвуют более 300 представителей бизнеса и транспортно-логистических компаний из обеих стран. В рамках форума запланированы B2B и G2B встречи, и ожидается, что он станет ежегодным мероприятием.
Ранее, в ноябре 2023 года, руководитель Росморречфлота сообщил о возможной организации грузовых перевозок в Китай и Турцию через реку Иртыш, которая имела широкое применение в советское время. Глава Минтранса Казахстана в декабре 2024 года отмечал, что потенциал перевозок по реке Иртыш оценивается в 2,5 млн тонн в год.